Версия для людей с плохим зрением

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ненецком автономном округе

(81853) 2-12-68, 4-49-89 Записаться на прием

Плановая проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

 

Плановая проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является одной из форм государственного (муниципального) наблюдения за деятельностью хозяйствующих субъектов с целью установления соответствия этой деятельности требованиям законодательства. Далее в статье мы рассмотрим все нюансы проведения этого вида проверки.

Регламентация проведения контрольно-надзорных мероприятий 

Одним из направлений работы государственных (муниципальных) органов (далее — госорганы) является контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов. Реализуется он путем проведения плановых и внеплановых проверочных мероприятий. Регламентирует эти правоотношения закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении...» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294). Однако, как отмечено в самом законе, не все виды государственного и муниципального контроля подпадают под его действие.

Так, в пп. 3 и 3.1 ст. 1 указаны случаи и виды контроля, на которые положения данного закона не распространяются. Например, налоговый контроль, таможенный контроль регламентируются отраслевым законодательством (Налоговый кодекс РФ, акты, принятые в Таможенном союзе и ЕАЭС, российские правовые акты о таможенном деле).

Далее в пп. 4, 4.1 и 4.2 этой же статьи перечислены виды государственного контроля и надзора, особенности организации и проведения которых (элементы планирования, организационные мероприятия, конкретные действия по проведению) вводятся отдельными федеральными законами. Например, законом «О лицензировании…» от 04.05.2011 № 99-ФЗ и т. д.

На все иные виды государственного и муниципального контроля, не перечисленные в указанных выше пунктах, положения закона № 294 распространяются в полном объеме. 

Основания проведения плановых проверочных мероприятий 

В п. 1 ст. 9 закона № 294 очерчен круг вопросов, проверка которых входит в обязанность госорганов:

  • исполнение хозяйствующим субъектом требований нормативно-правовых актов различных уровней и иных обязательных требований;
  • достоверность и соответствие обязательным требованиям информации, содержащейся в уведомлении о начале осуществления субъектом определенного вида деятельности. 

Госорганы ежегодно планируют проведение проверочных мероприятий и размещают такие планы на своих официальных сайтах. Сводный план всех проверок ведет Генеральная прокуратура РФ, которая в срок до 31 декабря года, предшествующего году проведения проверок, публикует его на сайте ФГИС «Единый реестр проверок».

Законодатель закрепляет исчерпывающий перечень оснований для включения хозяйствующего субъекта в ежегодный план (п. 8 ст. 9 закона № 294). Для этого должно пройти не менее 3 лет с даты:

  • государственной регистрации субъекта;
  • завершения последнего планового проверочного мероприятия в отношении субъекта;
  • начала осуществления субъектом деятельности в соответствии с уведомлением о начале ее осуществления. 

Подробно о том, как планируются проверки, — в статье План проверок контролирующих ведомств на 2017 год

Формы проверочных мероприятий 

Проверочные мероприятия, как плановые, так и внеплановые, могут проходить в форме документарных и выездных проверок (ст. 11, 12 закона № 294).

Документарная проверка осуществляется путем изучения документов, имеющихся в распоряжении госоргана, а также поступивших от проверяемого субъекта, без выезда к последнему.

Плановая выездная проверка проходит по месту нахождения (фактического функционирования) хозяйствующего субъекта. Проверяющие органы изучают:

  • документы хозяйствующего субъекта;
  • состояние используемых этим субъектом основных производственных фондов;
  • создаваемые и реализуемые им товары, выполняемые работы и услуги;
  • исполнение требований нормативно-правовых актов различных уровней и иных обязательных требований. 

ВАЖНО! Плановые документарные и выездные проверки могут быть как взаимно дополняющими, так и самостоятельными — в форме документарной или выездной (постановление 9-го ААС от 16.01.2014 № 09АП-42619/2013). 

Плановые мероприятия проводятся не чаще чем предусмотрено законодателем 

Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года (п. 2 ст. 9 закона № 294). Однако это правило содержит ряд исключений.

Так, п. 9 ст. 9 закона № 294 определяет иную периодичность плановых мероприятий — 2 и более раза в 3 года, если хозяйствующий субъект функционирует в сфере:

  • здравоохранения, образовательных и социальных услуг (постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня...» от 23.11.2009 № 944 в ред. от 20.01.2011);
  • теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения. 

Ст. 26.1 закона № 294 вводит запрет на проведение плановых проверочных мероприятий для субъектов малого предпринимательства в период с 01.01.2016 по 31.12.2018. Причем здесь тоже есть определенные исключения.

Мораторий не затрагивает перечисленные выше сферы деятельности и не распространяется на субъектов, которые в течение предыдущих 3 лет подвергались административному наказанию:

  • за грубое нарушение законодательства;
  • в виде дисквалификации (в случае с ИП);
  • в виде приостановки деятельности;
  • а также если имело место приостановление и (или) аннулирование лицензии. 

Мораторий не относится к перечисленным в п. 6 ст. 26.1 закона № 294 видам госконтроля, в том числе федеральному государственному надзору в сфере промышленной безопасности, обеспечения радиационной безопасности, пожарному надзору и т. д. 

Периодичность проверочных мероприятий с учетом применения риск-ориентированного подхода 

Использование риск-ориентированной модели при реализации контрольно-надзорной деятельности предполагает, что форма, продолжительность и периодичность проведения плановых проверок будет зависеть от отнесения деятельности проверяемых субъектов или используемых ими производственных объектов к определенным категориям риска / классам опасности (ст. 8.1 закона № 294).

Постановлением Правительства РФ «О применении риск-ориентированного подхода...» от 17.08.2016 № 806 (в ред. от 22.07.2017) утверждены:

  • перечень видов госконтроля, на которые распространяется данная модель;
  • правила отнесения деятельности хозяйствующих субъектов и (или) используемых ими объектов к определенным категориям (классам) риска (опасности) (далее — Правила). 

Присвоение категории риска согласно Правилам осуществляется исходя из оценки потенциально неблагоприятных последствий в случае несоблюдения субъектом требований законодательства. Для обоснования используют данные предыдущих проверок и назначенных административных наказаний (п. 9 Правил).

В документе выделено 6 категорий (классов) риска — от чрезвычайно высокого (1 класс) до низкого (6 класс). Плановые проверки субъектов (объектов) с низкой степенью риска не проводятся.

Полномасштабное применение этого подхода планируется с 01.01.2018. Однако для некоторых видов госконтроля (надзора): пожарного (производится МЧС России), санитарно-эпидемиологического (производится Роспотребнадзором и Федеральным медико-биологическим агентством России), в области связи — соответствующие правила уже действуют. 

Срок проведения планового мероприятия не может превышать установленный законодателем 

Согласно пп. 1 и 2 ст. 13 закона № 294 срок проведения любой плановой проверки не может превышать 20 рабочих дней.

Для субъектов малого предпринимательства зафиксирована общая продолжительность выездных плановых мероприятий в год:

  • для малого предприятия — 50 часов;
  • микропредприятия — 15 часов. 

Для компаний, функционирующих на территориях нескольких субъектов РФ, продолжительность контрольно-надзорных мероприятий не может быть больше 60 рабочих дней.

Конкретные сроки проверки должны быть указаны в соответствующем распоряжении. 

ВАЖНО! При определении общей продолжительности выездного планового мероприятия учитываются только периоды непосредственного нахождения проверяющих на месте проверки. В него не входят дни (часы), когда проверяющие изучают документы в своей организации. 

Для соблюдения всех ограничений целесообразно заносить в журнал учета проверок (при его наличии) время нахождения проверяющих на месте осуществления мероприятия (п. 9 ст. 16 закона № 294). 

ВАЖНО! Минимальный срок проверки с 01.01.2018 может быть снижен для субъектов невысокой категории риска. 

Каков максимальный срок проведения плановой проверки 

Согласно п. 3 ст. 13 закона № 294 срок плановой проверки, причем только выездной, может быть увеличен (в исключительных случаях) на 20 рабочих дней.

Для малых предприятий возможно увеличение срока выездного мероприятия максимум на 50 часов, для микропредприятий — на 15 часов. В отношении этих же субъектов проверяющие органы могут приостановить проведение мероприятия. Приостановление допускается всего 1 раз на срок не более чем 10 рабочих дней (п. 2.1 ст. 13 закона № 294).

Необходимость продления связывается с проведением дополнительных исследований, экспертиз и т. д. Причины продления (приостановления) должны быть четко обоснованы должностным лицом, проводящим выездное мероприятие. Данные действия оформляются дополнительным распоряжением, вынесенным руководящим лицом (его заместителем) госоргана.

Для хозяйствующих субъектов, использующих объекты повышенной опасности, вводится режим постоянного государственного контроля (ст. 13.1 закона № 294). К таким объектам отнесены:

  • производственные объекты и гидротехнические сооружения I класса опасности;
  • отдельные объекты атомной энергетики и т. п. 

Указанный режим подразумевает возможность постоянного пребывания должностных лиц контролирующих органов на объектах и осуществления необходимых мероприятий для обеспечения безопасности на них. 

Необходим ли проверочный лист при проведении планового проверочного мероприятия 

Использование госорганами при проведении плановых мероприятий проверочных листов регламентируется пп. 11.1–11.5 ст. 9 закона № 294.

Проверочный лист состоит из определенных контрольных вопросов. Данный документ унифицирует, упрощает и ускоряет работу проверяющих, а также помогает хозяйствующим субъектам проводить самопроверку.

Вопрос о целесообразности применения проверочных листов при проведении плановых проверок решается госорганами самостоятельно и фиксируется в положении о конкретном виде контроля.

Использование проверочных листов может быть предусмотрено при проверке всех или отдельных хозяйствующих субъектов и обусловлено:

  • некоторыми особенностями используемых ими производственных объектов;
  • отнесением деятельности субъектов и (или) используемых ими объектов к определенным категориям риска / классам опасности (пп. 1, 2 ст. 8.1 закона № 294). 

Формы проверочных листов разрабатываются госорганами самостоятельно с учетом требований постановления Правительства РФ от 13.02.2017 № 177.

При осуществлении совместных плановых мероприятий могут применяться сводные проверочные листы (п. 11.4 ст. 9 закона № 294). 

Распоряжение о проведении проверочного мероприятия 

Любое проверочное мероприятие проводится только на основании распоряжения (приказа) руководящего лица госоргана или его заместителя (п. 1 ст. 14 закона № 294). Типовая форма этого документа утверждена приказом Минэкономразвития России «О реализации положений Федерального закона...» от 30.04.2009 № 141 (в ред. от 30.09.2016).

Распоряжение о проведении плановой проверки должно быть составлено таким образом, чтобы у проверяемого субъекта не было сомнений в том, какое именно мероприятие и на каких правовых основаниях проводится. В п. 2 ст. 14 закона № 294 перечислены основные положения, которые должны быть зафиксированы в данном документе:

  • название госоргана, вид контроля;
  • наименование проверяемого субъекта и его адрес;
  • должностные лица, назначенные для выполнения проверки и привлекаемые к проверке;
  • предмет проверочного мероприятия, цели и задачи;
  • список документов, которые необходимо представить;
  • временные рамки проведения мероприятия и т. д. 

Если распоряжение (приказ) не содержит обязательных положений или составлено не в соответствии с типовой формой, оно может быть признано недействительным (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.04.2014 по делу № А82-2845/2013). 

Порядок проведения плановых проверочных мероприятий 

Порядок проведения проверки зависит от ее формы. Однако любая проверка начинается с вынесения распоряжения (приказа) о ее назначении. Хозяйствующий субъект информируется о проведении планового мероприятия не менее чем за 3 рабочих дня до его начала (п. 12 ст. 9 закона № 294).

Копия распоряжения может быть направлена:

  • заказным письмом с уведомлением;
  • электронным письмом, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью. 

Документарная проверка проводится путем исследования документов, имеющихся в распоряжении госоргана, в том числе актов предыдущих проверок. В случае недостаточности сведений, а также наличия противоречий и (или) неточностей, проверяющий направляет аргументированный запрос с требованием представить дополнительную информацию. К запросу прикладывается заверенная печатью копия приказа о проведении документарной проверки. На представление запрашиваемых документов дается 10 рабочих дней.

Выездное мероприятие начинается с ознакомления проверяемого субъекта:

  • С документами проверяющих лиц (служебными удостоверениями, п. 3 ст. 14 закона № 294). Проверка выполняется строго теми, кто указан в приказе госоргана (п. 1 ст. 14 закона № 294).
  • Копией приказа о проведении выездной проверки.
  • В случае необходимости — с иными документами, упомянутыми в пп. 3, 4 ст. 14 закона № 294. 

По общему правилу сразу по завершении мероприятия проверяющие лица согласно требованиям пп. 1 и 4 ст. 16 закона № 294 обязаны составить соответствующий акт в 2 экземплярах. 

Что является предметом плановой проверки ФНС предпринимательской деятельностихозяйствующего субъекта 

Проведение налоговых проверок фискальными органами регламентировано налоговым законодательством. Данный вид проверок не подпадает под действие закона № 294.

Налоговые органы проводят:

  • налоговые проверки;
  • неналоговые проверки, например проверки применения контрольно-кассовой техники (ст. 7 закона РФ от 21.03.1991 № 943-I). 

Налоговая проверка представляет собой систему мероприятий фискальных органов по контролю за соблюдением налогового законодательства. Предметом плановой проверки предпринимательской деятельности налогоплательщика ФНС являются:

  • правильность расчета налогов;
  • соблюдение сроков внесения налоговых платежей;
  • соответствие уплаченной суммы размеру рассчитанного платежа. 

Виды налоговых проверок:

  • выездные — проверки, проводимые на территории налогоплательщика;
  • камеральные — проверки бухгалтерской отчетности и деклараций, сданных налогоплательщиком в фискальную службу (без выезда к налогоплательщику, см. статью Как проводится камеральная налоговая проверка?). 

*** 

Таким образом, порядок проведения плановых проверок устанавливается различными нормативными правовыми актами. Закон № 294 регламентирует в основном проведение проверок муниципальными органами, устанавливая регламент проведения таких проверок и обеспечивая баланс прав предпринимателей и органов контроля.

 

Источник: RUSЮРИСТ.РУ

 

Баннер 1 Баннер 2 Баннер 3 Баннер 4