Версия для людей с плохим зрением

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ненецком автономном округе

(81853) 2-12-68, 4-49-89 Записаться на прием

Минюст разработал "закон о законах"

321Законы и нормативные правовые акты должны разрабатываться по единым правилам, согласились в Минюсте с критиками состояния законотворческого процесса в России. Он должен стать прогнозируемым – для этого вводится планирование, а качество документов выше – требования к их юридико-техническому оформлению утвердит правительство.

Под занавес 2014 года Минюст разработал проект "закона о законах", который призван упорядочить систему нормативных правовых актов в России и их "жизненный" цикл – от разработки проекта до прекращения действия. Он размещен для общественного обсуждения на едином портале раскрытия информации о готовящихся нормативных актах.

Появление этого документа будет способствовать обеспечению единства, согласованности и стабильности системы нормативных правовых актов, уверены его разработчики, "усилит механизм правотворчества" и его взаимосвязь с экономическими, социальными и иными факторами развития страны. Свою инициативу чиновники объясняют тем, что из-за увеличения "общего массива источников права обостряется проблема качества нормативных правовых актов и юридической культуры их подготовки и принятия, соотношения актов между собой и их эффективного применения".

О необходимости такого документа, который бы регламентировал законотворческий процесс, в парламенте говорили давно, но до сих пор безрезультатно. Пока там смогли лишь наладить ежегодный мониторинг законодательства с выпуском рекомендаций по его совершенствованию, и в этом году эта работа была проведена во второй раз. А в законопроекте Минюста органам государственной власти предписывается вести свой мониторинг правоприменения и учитывать полученные результаты в своей законопроектной деятельности. Последняя, согласно проекту "закона о законах", должна стать прогнозируемой. Для этого предлагается вести планирование: текущее – на срок до двух лет, и перспективное – на три года и более. Причем эти планы, по мнению Минюста, должны публиковаться в интернете. Однако чиновники все же допускают возможность экстренных корректировок законодательства. "Принятие и утверждение планов подготовки НПА не исключают подготовку и внесение НПА, не включенных в указанные планы", – оговаривается в проекте.

Особое внимание Минюст уделяет процедуре написания проектов нормативно-правовых актов. Это должно происходить "на основе сбора информации, проведения расчетов, социологических исследований, оценки вариантов решения и выбора наилучшего из них". Кроме того, законотворцы не должны забывать и про общественное обсуждение, и про различные экспертизы: антикоррупционные, финансово-экономические, лингвистические и т. д.

Есть в законопроекте и статьи, посвященные юридической технике. Из них следует, что соответствующие правила будет утверждать правительство, но некоторые условия оговариваются сразу. Так, в тексте нормативно-правовых актов запрещаются "ссылки на положения других НПА, которые также являются отсылочными". "Недопустимо повторное изложение текста статьи (пункта) нормативного правового акта в других статьях (пунктах) этого же нормативного правового акта", – говорится в законопроекте. Также устанавливается, что "изменения всегда вносятся только в основной нормативный правовой акт", запрещается корректировать его "путем внесения изменений в изменяющий его НПА".

Документ Минюста устанавливает, что официальное толкование или разъяснение НПА дают органы, издавшие его, а также органы, которым право на официальное толкование дано по закону. Сами разъяснения имеют обратную силу и действуют с момента вступления в силу толкуемого акта.

С текстом законопроекта "О нормативных правовых актах в Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.

Автор: Татьяна Берсенева

Использованы материалы сайта  http://pravo.ru/

Баннер 1 Баннер 2 Баннер 3 Баннер 4