Версия для людей с плохим зрением

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ненецком автономном округе

(81853) 2-12-68, 4-49-89 Записаться на прием

Бизнесу нужна поддержка власти

 

Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей появился в России недавно. А чуть больше года назад уполномоченным по защите прав предпринимателей в НАО стал Валерий Чупров, опытный юрист, много лет работавший в данной сфере. Мы попросили его рассказать, что удалось сделать за это время, и какие у него планы на предстоящий год.

– Прошедший год стал периодом становления института уполномоченного по правам предпринимателей в Ненецком округе. Удалось наработать первоначальный опыт, начать работу по жалобам бизнеса. В прошедшем году я рассмотрел более 220 обращений. Работа по обращениям, работа с заявителями – это, безусловно, основное ядро в деятельности, которая в целом включает еще много функций, в том числе – вносить предложения органам власти по совершенствованию работы с предпринимателями.

– Этот процесс становления деятельности происходит не только в нашем регионе, но и во всех субъектах Российской Федерации, – продолжает собеседник «НВ». – В большинстве из них уполномоченные по правам предпринимателей были назначены в конце 2013 года, и их полноценная работа началась со следующего, 2014 года.

В соответствии с законом НАО я обязан направить доклад по итогам работы в 2014 году не позднее 1 марта. Причем, обращаю внимание, это не просто отчет о работе, а именно доклад о состоянии дел с правами бизнеса в истекшем году. В нем будет дана оценка состояния предпринимательского климата в регионе в сфере защиты прав предпринимателей. Также будут представлены мои предложения по тем мерам, принятие которых органами власти улучшит ситуацию.

Бизнес-объединения слабы

– Валерий Юрьевич, с решения каких проблем вы начали свою деятельность в новом качестве?

– Эта сфера деятельности, как вы знаете, для меня не новая. И главные проблемы предпринимателей в Ненецком округе мне известны давно. Я их указывал в прошлогоднем докладе. Одна из них – отсутствие инфраструктуры поддержки бизнеса. Это, например, так называемые «бизнес-инкубаторы» – организации, занимающиеся поддержкой стартап-проектов молодых предпринимателей на всех этапах развития: от разработки идеи до ее коммерциализации.

Слабо развиты у нас бизнес-объединения. В других регионах активно действуют общественные организации «Деловая Россия», Торгово-промышленная палата, «Опора России», Российский союз промышленников и предпринимателей. Крайне не хватает институтов, обеспечивающих финансовую поддержку предпринимателей.

В 2014 году в России появилась небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий». Она предоставляет банковские гарантии и контргарантии по кредитам и иным долговым обязательствам предпринимателей, разделяя кредитные риски с банками и другими финансовыми организациями. Для того чтобы агентство полноценно начало работать в Ненецком округе, необходимо наличие регионального гарантийного фонда, а его тоже нет.

У нас нет системы государственного микрофинансирования. Она успешно действует практически в каждом регионе России, позволяя на срок до года получать займы на свою деятельность, отдавать и снова брать. Это особенно актуально сейчас, когда банки резко подняли процентную ставку за предоставление кредитов.

Я говорил в докладе и о том, что наша региональная программа «Развитие предпринимательской деятельности в Ненецком округе» требует увеличения финансовых вливаний, а налоги региона на бизнес – пересмотра.

– Каких результатов удалось добиться в прошедшем году?

– Знаете, много хорошего произошло, движение вперед есть однозначно! Все это – результат коллективных усилий многих. Когда главой региона стал Игорь Викторович Кошин, предприниматели почти сразу почувствовали его неравнодушное отношение к своим проблемам. Была пересмотрена программа развития предпринимательства. Вместо двух видов поддержки теперь у нас целая линейка – 13. Значительно увеличилась выделенная на эти цели сумма.

Разумеется, все эти проблемы нельзя решить одномоментно. Тем не менее, продвижение произошло. В 2014 году была проведена определенная работа по созданию бизнес-инкубатора. Значимым результатом является и смягчение налоговой нагрузки. Два региональных закона: о патентах и о ставках по упрощенной системе налогообложения – должны заметно снизить ее. Один из законов – о патентах – уже вступил в силу. Однако резкого увеличения желающих начать свой бизнес ожидать не стоит. Решена только небольшая часть проблем, мешающих предпринимателям работать в полную силу.

Комплекс проблем решать можно только комплексно. Если говорить о том, какая средняя сумма финансовой поддержки приходится на одного субъекта хозяйственной деятельности, то Ненецкий округ находится на уровне других регионов. Но нужно понимать, что в других субъектах Федерации, помимо финансовой, есть много других видов поддержки, там комфортнее бизнес-среда. Ведь по закону к направлениям поддержки относится и имущественная, и информационная, и консультационная поддержка. Имущественной поддержки почти нет совсем. Нет и информационной поддержки – не выпускаются газеты, брошюры, буклеты. В случае каких-либо проблем предприниматель не знает, к кому обратиться. В этих условиях чисто финансовая поддержка оказывается не такой уж и большой.

Кстати, на улучшение делового климата в регионе позитивно повлияет возможность рассматривать свои споры всем участникам экономических отношений прямо в Нарьян-Маре, а не в Архангельске. Надеюсь, что судебное присутствие арбитражного суда Архангельской области откроется в окружном Дворце правосудия – вся необходимая работа уже проведена. Это будет стимулировать участников экономической деятельности и государственные проверяющие инстанции к нормальному законопослушному поведению.

Еще мне очень хотелось, чтобы обратиться ко мне мог не только городской предприниматель, но и сельский. И сельский – даже в первую очередь, потому как на селе ему за советом пойти абсолютно не к кому.

Сейчас уже запущен сайт уполномоченного по защите прав предпринимателей в НАО. Там эта возможность реализована. Предприниматель может, не выходя из дома, находясь в любой точке страны, зайти на него, обратиться к уполномоченному за консультацией, с жалобой или предложением, попросить присутствовать при проведении проверки. Адрес ресурса: rup-nao.ru.

Господдержка бизнеса запаздывает

– Какие задачи вы ставите перед собой в 2015 году?

– В планах на 2015 год – то, что не удалось сделать в 2014 году, так сказать, переходящие задачи.

В соответствии с законом институт регионального уполномоченного по защите прав предпринимателя – это не один человек пытается что-то сделать в разных инстанциях, это целая система, которая опирается в большой степени на инициативу самого бизнес-сообщества. Поэтому в текущем году больше внимания уделю формированию этих институтов: общественного экспертного совета, общественных представителей уполномоченного в муниципалитетах, созданию общественной приемной Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в Ненецком автономном округе. У каждого звена есть свои функции и свои полномочия. В 2015 году предстоит завершить формирование этой структуры и наладить ее работу.

– А над чем работаете прямо сегодня, какая, так сказать, злоба дня?

– Есть сегодня две сложности, которые требуют обязательного решения, на мой взгляд. Первая: государственная программа поддержки предпринимателей в Ненецком округе в 2015 году может заработать с большим опозданием. Средства для ее реализации предоставляет округ, а сами мероприятия должны вести район и городской округ. Получается, что все порядки и правила предоставления грантов и субсидий должны разработать в администрации Нарьян-Мара и Заполярного района. При этом губернатор Игорь Кошин поставил задачу, чтобы условия получения поддержки для них в обоих муниципальных образованиях были абсолютно равными.

Насколько я знаю, сейчас, в середине января, эта работа еще не началась. В лучшем случае процесс разработки, согласований и утверждений необходимых документов растянется до апреля-мая. А потерять несколько важных месяцев очень не хочется! Считаю своей задачей держать ситуацию под контролем и докладывать о ней губернатору.

И вторая: мы хотим, чтобы на селе появился реальный предприниматель, чтобы появилось мелкотоварное производство продуктов, товаров народных промыслов, услуг. Мы очень хотим, чтобы жизнь на селе обрела экономически оправданный смысл. Но есть огромная проблема с крайне высокими тарифами на электроэнергию, которые установлены для предпринимателей, особенно на селе. Нужны какие-то механизмы смягчения этой нагрузки, иначе человек просто становится заложником локальной энергомонополии.

Но, возможно, обе тревоги окажутся напрасными. Если к весне заработает региональный Фонд развития инвестиций и предпринимательства, то он и будет заниматься поддержкой бизнеса, в том числе и микрофинансированием, привлечением инвестиций, сопровождением инвесторов, там будет действовать принцип «одного окна». А один тариф на энергию мы сумеем дифференцировать на несколько категорий, чтобы финансовая нагрузка на микробизнес была поменьше. Не знаю, посмотрим.

– Валерий Юрьевич, проблем с развитием предпринимательства в округе немало. Чувствуете ли вы поддержку властей?

– Да, я постоянно встречаюсь с Игорем Викторовичем Кошиным, делюсь с ним идеями, сомнениями, рассказываю о проблемах. В большинстве случаев нахожу понимание и поддержку. Да он, сами знаете, какой генератор идей и, главное, движения в этой сфере.

К сожалению, такое отношение можно считать скорее исключением. Много зависит от позиции и отношения к проблемам предпринимателей должностных лиц, чиновников разного ранга. А с их стороны при общении я зачастую вижу, как минимум, непонимание в глазах: мол, как так, больше двадцати лет в стране одну за другой создавали структуры по надзору и контролю за деятельностью бизнеса, придумывались препятствия и ограничения – лицензирования, допуски, сертификации, то есть государство как бы существовало для сдерживания бизнеса, и вдруг само государство создает институт, который этот бизнес защищает от представителей государства.

Преодолеть эту инерцию мышления очень сложно. Ведь запрещать проще, чем искать возможности решить ту или иную проблему. Я не считаю нужным вступать со служащими государства или муниципалитета в конфронтацию, наоборот, стараюсь наладить с ними конструктивное сотрудничество, диалог, ведь все мы делаем одно общее дело, а услышать все мнения можно только в диалоге, а не в монологе.

Алексей Руднев

Газета «Няръяна вындер», выпуск № 5 (20207) от 22 января 2015 г.

Баннер 1 Баннер 2 Баннер 3 Баннер 4