Версия для людей с плохим зрением

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ненецком автономном округе

(81853) 2-12-68, 4-49-89 Записаться на прием

Новая власть: разрыв шаблона

 Объявленный в феврале конкурс по предоставлению субсидий для предпринимателей оказался практически на грани срыва. Денег на эти цели из регионального бюджета было выделено втрое меньше требуемого. В результате, из девяти значимых для округа проектов, рассчитывать на поддержку из региональной казны смогут лишь четыре.

Организатор конкурса — Управление экономического развития администрации НАО не только упустило время, но и не предприняло никаких шагов, чтобы обеспечить необходимое финансирование на реализацию региональной программы по поддержке малого и среднего бизнеса. Уже в ходе приема заявок было очевидно, что участвовать в конкурсе будет немало предпринимателей, а денег выделено значительно меньше, чем желающих получить субсидию.

У многих членов комиссии конкурсного отбора такой исход событий вызвал, мягко говоря, большое недоумение. Все понимают, что любое развитие всегда предполагает динамику роста. В 2013 году в региональной программе на меры поддержки бизнеса предусматривалось более 4,5 миллионов рублей, столько же на условиях софинансирования было выделено и из федерального бюджета. Девять миллионов рублей в прошлом году были израсходованы.

Сегодня в округе разработана долгосрочная программа на 2014-2017 годы, где сумма поддержки предпринимателей была увеличена. Изначально планировали даже потратить на эти цели более 30 миллионов рублей. Но, в конце года документ претерпел в сторону уменьшения значительные изменения. В результате средств по программе осталось меньше, чем в прошлом году. Стоило ли, спрашивается, городить огород — забирать у области полномочия в этой сфере, проводить какие-то рабочие встречи, если со стороны органов исполнительной власти и депутатского корпуса нет должного понимания проблемы? Ведь на протяжении многих лет поддержка малого и среднего бизнеса в округе идет по остаточному принципу.

- Не перестаю удивляться, почему малый и средний бизнес до сих пор ассоциируется с ларьком, торгующим гнилыми яблоками, и предпринимателем-прохиндеем, заботиться о котором противоестественно? - справедливо возмущается Уполномоченный по защите прав предпринимателей Валерий Чупров. - В нашем регионе предпринимательство больше всего нуждается в поддержке, ведь экономические условия здесь вовсе не шикарные и не всякий бизнес можно развить. Согласитесь, у нас не просто, к примеру, заниматься фермерством, много рисков. Но самый важный фактор, ради которого бизнес должен иметь государственную поддержку, имеет социальный характер. Бизнесмен обеспечивает не только себя, но и занимает работой еще двух-трех человек. В округе сегодня в сфере малого и среднего бизнеса занято порядка 4600 человек. Это свыше двадцати процентов от всего работающего населения в регионе. Готов ли бюджет сегодня создать столько рабочих мест? Мне не понятно, как можно не поддерживать такой большой пласт людей, которые что-то стараются производить, при этом не сидят на шее у бюджета.

Хватит раздавать рыбу, надо предлагать удочки!

Президент РФ в послании обозначил задачу о создании  к 2020 году 25 миллионов высокопроизводительных мест. Доля нашего округа в решении этой задачи составляет, условно говоря, 7400 рабочих мест. Только вот непонятно, каким образом округ собирается выполнять поставленную задачу. Ведь за последние три года мы только и делали, что наращивали государственный и бюджетный сектор, создавая МУПы и ГУПы, которые тянуть казне становиться все сложнее. Бюджету пора уходить от неэффективной помощи, хватит раздавать рыбу — надо предлагать удочки!

Город и Заполярный район приняли свои программы поддержки малого бизнеса лет пять назад. В отличие от района, город, правда, работал в каком-то коматозном состоянии. Лимит программы составлял не более 700 тысяч рублей. Что на эти деньги можно сделать? Разве что пару семинаров провести, от которых и толку-то не было. Сегодня городские власти этой проблеме стали уделять гораздо больше внимания. В программе на нынешний год значатся цифра в 2,5 миллиона рублей. Кроме этого, столичные чиновники поработали и добавили к уже имеющимся мерам поддержки еще несколько.

У района это направление более развито. Там предпринимателям возмещают затраты, связанные с обучением, компенсируют арендную плату при низкорентабельном бизнесе. Также муниципалитеты компенсируют затраты по доставке продовольствия в отдаленные поселения.

В региональном же документе всего две меры поддержки: это - гранты для начинающих в размере 300 тысяч рублей и субсидии на оплату авансового платежа по договору лизинга. Это довольно серьезная помощь, порядка полутора миллионов рублей. Напомню, в прошлом году на эти цели было потрачено девять миллионов рублей. Одни получили субсидии, другие — гранты. За счет этих средств была оказана реальная помощь не какому-то там эфемерному бизнесу, а людям, которые работают в округе на создание внутреннего валового продукта.

Конкурс с пустым «карманом»

Привлекательность таких схем поддержки предприниматели, разумеется, поняли и, как только в феврале был объявлен конкурс, тут же стали подавать заявки. Надо отметить, что собрать пакет документов, который требуется по условиям конкурса, не так-то просто. Каждый из участников буквально проделал титанический труд. Необходимо было обосновать свой проект, после чего все документы тщательным образом проверяли в лизинговой компании. Многие из бизнесменов, понадеявшись на помощь из бюджета, ввязались в проекты стоимостью в 6-8 миллионов рублей.

Например, на обсуждение был представлен проект по строительству ЛЭП и трансформаторных подстанций в Индиге. Чтобы закончить эти работы, предпринимателю необходима дополнительная техника, которую он решил взять в лизинг и воспользоваться субсидией. Допущенных к конкурсу бизнесменов оказалось девять, естественно, люди надеялись под свои проекты получить реальную помощь. Однако на момент рассмотрения  заявок выяснилось, что организаторы конкурса довольно ограничены в средствах и выделить субсидии всем участникам — не получится. Зачем, спрашивается, нужно было декларировать помощь от государства, если заранее известно, что денег на всех не хватит? Выходит, субсидии на оплату авансового платежа по договору лизинга получат лишь четверо из девяти участников. Остальные, если, конечно, повезет, могут рассчитывать на субсидии, но только после корректировки бюджета. Как пояснили в Управлении экономического развития НАО, в ближайшее время они намерены выйти к депутатам с инициативой о выделении средств для обеспечения конкурсных заявок.

- Хочу сказать, что проекты участников были достойные и округу необходимы, - делится Валерий Юрьевич.  - Эта печальная ситуация возникла не на пустом месте, нет сегодня у чиновников к проблемам малого и среднего бизнеса государственного подхода. Ведь еще на начальном этапе конкурса было ясно, что необходимо добавить лимиты. Почему предприниматели должны эти хороводы на себе испытывать? Такое отношение порождает обиды, которые впоследствии ведут к недоверию и нежеланию конструктивно работать.

Бюджет не должен замещать бизнес

Весь мир сегодня знает, что малый бизнес способен намного эффективнее закрывать многие сферы деятельности, нежели это будет делать бюджет. Возьмем, к примеру, ресторан «Арктика», который сегодня является одним из подразделений региональной агропромышленной компании. В год ресторация приносит убытков на семь миллионов рублей! Не проще ли отдать ее в руки бизнеса, избавив бюджет от ненужной нагрузки?

Сегодня бюджетные возможности позволяют органам власти, используя большие финансовые ресурсы, распылять деньги по разным направлениям. Но так строить экономику нельзя, необходимо создавать эффективные производства, в том числе и за счет бизнеса, которому, безусловно, надо помогать. У нас же пока все иначе. Своими неверными решениями мы уже успели потерять некоторые сегменты бизнеса.

Далеко ходить не надо: не так давно в Нарьян-Маре с рынка услуг исчезли частные пассажирские перевозки. Такая же участь в ближайшем будущем, вероятно, ожидает и перевозки, которые осуществляются водным транспортом в населенные пункты НАО. Частники купили технику, занялись  извозом, в итоге появилась альтернатива тихоходным катерам, которые колесят наши водные просторы. Идея вроде хорошая, пусть работают, так нет же. Заполярный район чуть позже создает свою структуру - северную транспортную компанию, закупает катера и начинает заниматься тем же, фактически составив конкуренцию тому рынку, который уже сложился без всякой бюджетной поддержки. Компания сделала билеты дешевле, поэтому уже в прошлом году у предпринимателей возникли трудности. Конечно, данная структура  может себе это позволить, поскольку ее посадили на бюджетные дотации. Совершенно непонятно, зачем бюджет лезет туда, где уже работает бизнес? Ведь частник с бюджетом конкурировать не может.

Время перемен

Реформирование в округе системы поддержки малого предпринимательства неизбежно. В результате работы заинтересованных структур обобщены многочисленные проблемы сегмента, поступило 145 (!) различных предложений. Минэкономразвития РФ в своей федеральной программе готов на условиях софинансирования давать деньги регионам по 28 различным направлениям поддержки бизнеса. Ненецкий округ может в своем документе увеличить их, предположим, с двух до двенадцати и получить неплохие деньги. Сегодня среди субъектов у НАО самая маленькая сумма по субсидиям — чуть больше пяти миллионов рублей. Конечно, если Управление экномразвития НАО поторопится и внесет необходимые корректировки в региональную программу, до конца года можно успеть получить и больше.

- Я вижу у главы региона прямую заинтересованность в этих вопросах. Скажу больше, мы - единомышленники в развитии реальной экономики региона, - продолжает омбудсмен. - Всем органам власти надо понять: руководитель округа буквально «рвёт» шаблон, чтобы бизнес почуял дружелюбность. В выходные мы вместе ездили по объектам, там работают люди, это востребовано и прямых бюджетных инвестиций не требуется. Всем этим управляет бизнесмен, более того – он кучу своих денег вложил. Предприниматели ждут перемен…

Светлана Кураева

Газета «Нярьяна вындер», выпуск № 44 (20103) от 24 апреля 2014 г.

Баннер 1 Баннер 2 Баннер 3 Баннер 4